“я знаю, как обмануть R-Keeper…”
Если Вы слышали такие слова, то, поверьте, тем, кто их сказал нечем гордиться – для этого не надо быть семи пядей во лбу…
Вернемся к началу нашего разговора о ресторанных системах, где я постаралась объяснить, что самое большое зло для системы – невнимание к тому, как её используют. На самом деле, не может быть спокойной жизни у бухгалтера, если руководитель стремится получить максимальную прозрачность учета, а хозяин сохранить и приумножить свои доходы.
Не схождения то тут, то там, отраженные в системе учета нехватками продукта, излишками, недостачами или пересортицей – есть неизбежный факт, отражающий реальную картину работы коллектива, когда где-то недовложили, где-то забыли вовремя отчитаться по закупу, где-то ошиблись в единицах измерения или калькуляциях, а где-то и злоупотребили по-простецки. Если это граммы, то это простительно, если килограммы, то такие проблемы решаются организационными мероприятиями.
РАБОТНИКИ И ГРУППЫ, УЧАСТВУЮЩИЕ В ПРОЦЕССЕ УЧЕТА:
БУХГАЛТЕРИЯ |
ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ПЕРСОНАЛ |
МАТЕРИАЛЬНО-ОТВЕТСТВЕННЫЕ ЛИЦА |
оператор бухгалтер-калькулятор зав. Производством |
кассир официант администратор |
бармен шеф-повар зав. производством |
Не известны мотивы поведения, но вероятнее всего заинтересованы в карьерном росте и росте собственного дохода |
Заинтересованы в повышении собственного дохода |
Заинтересованы в карьерном росте, завышении остатков и в повышении собственного дохода |
КОГДА “ОБМАНУТОЙ” СИСТЕМОЙ СЧИТАЮТ R-KEEPER(ресторан) + S-HOUSE (склад)
Основные понятия, используемые при описании проблемных ситуаций:
Калькуляционная (технологическая) карта. В справочники системы перед запуском предприятия к каждому предполагаемому к продаже блюду заводится калькуляционная карта, которая определяет, в каком количестве система будет списывать с материально-ответственного лица товары, используемые для приготовления.
Товарооборот. В систему учета каждый день оператором (бухгалтером) вводятся данные по приходу и внутренним перемещениям товара на материально-ответственных лиц. По окончанию каждой смены данные с касс принимаются в систему и раскалькулируются автоматически в соответствии с калькуляционными картами в составляющие это блюдо товары. Товары списываются с материально ответственных лиц.
Списание в минус. Если товар на материально-ответственном лице есть и он продолжал использовать его в приготовлении блюд в течение смены, а по данным системы он уже полностью израсходован, то на материально-ответственном лице появляется товар с минусовым остатком на конец смены.
Излишки / недостачи. После пересдачи товара другой смене материально-ответственных лиц, количество переданного товара с заполненного бланка инвентаризации вносится в систему специальным документом, который сравнивает это количество с остатком товара по сведениям системы. Если количество по бланку меньше остатка по системе, то мы имеем дело с недостачей, если больше, то – излишки. По товарам одной группы возможна пересортица, если в системе не строго не определены взаимозаменяемость товаров.
БЕСПОРЯДОК В СИСТЕМЕ, ОТСУТСТВИЕ СВОЕВРЕМЕННЫХ ОТЧЕТОВ.
Система выявляет проблемы именно в тот момент, когда Вам хотелось бы, чтобы “все сошлось до грамма” и получился нужный отчет. Прислушайтесь к ней, возможно, львиная доля неприятностей связана с серьезными нарушениями “Рабочего порядка” со стороны тех, кто обязан следить за неукоснительным исполнением своих обязанностей каждым из пользователей системы..
СИСТЕМА Выявила проблемы |
ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ ПРОБЛЕМ В СИСТЕМЕ, ВИНОВНЫЕ ЛИЦА |
||
БУХГАЛТЕРИЯ |
ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ПЕРСОНАЛ |
МОЛ (материально-ответственные лица) |
|
1. По результатам продаж происходит списание товара «в минус» – нехватка товара по системе при наличии его на материально-ответственном лице |
1. Вес брутто в калькуляционной карте проставлен по справочникам, а не актам проработки 2. Не делаются АКТЫ РАЗРУБА на мясо и рыбу, в калькуляциях заложены ингредиенты с % выхода по справочнику. 3. В систему не была внесена накладная на приход товара (комплектация) или она введена датой позже использования товара 4. В калькуляции внесен товар худшего качества, чем на самом деле использовался (закупался товар с меньшим процентом выхода) 5. В системе использована неправильная единица измерения |
1. Количество проданных блюд было больше, чем приготовлено 2. В счете сделан отказ блюда с причиной «со списанием продукта», но блюдо не было изготовлено 3. Блюдо внесено в счет, но приготовлено другое 4. Было продано блюдо из «стоп-листа», но не изготовлено |
1. МОЛ допустил недовложения при приготовлении блюд 2. Товар МОЛом закупался за свои деньги, закупочные акты не оформлены или не переданы бухгалтеру 3. МОЛ отпустил блюдо не то, что указано в чеке 4. МОЛ использовал продукт, не разрешенный к замене по калькуляции |
2. Недостачи по системе после инвентаризации – товара реально использовано больше |
6. Занижен вес брутто в калькуляционной карте или использовался инградиент более низкого качества, чем заложен по калькуляции 7. Товар не был получен реально, но внесен в систему по накладной 8. В системе использована неправильная единица измерения |
5. Блюдо отпустили, но не внесли в счет 6. Сделан перенос блюда в другой счет, но оно приготовлено еще раз 7. Сделан отказ блюда в счете с причиной без списания, но оно приготовлено |
5. Было приготовлено не то блюдо, что указано в чеке 6. МОЛ отпускал блюдо без чека заказа 7. Товар был использован в личных целях |
3. Излишки по системе после инвентаризации |
См. строку. 1 «списание в минус» |
См. строку. 1 «списание в минус» |
См. строку. 1 «списание в минус» |
Именно на основании схождений или расхождений в системе учета, мы можем сделать вывод о вероятных событиях, происходивших на производстве и в зале обслуживания.
КАК УКРАСТЬ И НЕ ПОПАСТЬСЯ
или СКОЛЬКО СТОИТ АБСОЛЮТНЫЙ ПОРЯДОК?
ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ПЕРСОНАЛ |
МОЛ |
СИСТЕМА должна показать |
БУХГАЛТЕР (как «обмануть» систему) |
После того, как клиент расплатился, сделается отмена печать пречека или пречек был не распечатан, потом сделан отказ блюда по причине «со списанием продукта». Чек закрывается на меньшую сумму – деньги делятся между заинтересованными лицами. |
Получает чек с отказом на сервисном принтере после того, как приготовил блюдо и, если не «бьет тревогу», то, значит, заинтересован в получении взятки. |
По системе виден отказ, при инвентаризации все сходится. |
Конечно же, видит эти отказы и, если молчит, то заинтересован в получении взятки. |
После того, как клиент расплатился, сделана отмена печати пречека администратором или пречек не был напечатан, потом сделан «перенос» блюда в счет нового клиента Чек закрыт на меньшую сумму, деньги за блюдо, делятся между участниками. Если отмены пречека запрещены в системе, то делается попытка получить деньги без счета, делается отказ и счет закрывается на меньшую сумму. |
Если не дурак и принимает заявку со слов, без чека заказа, то, значит, заинтересован в получении взятки. Для того, чтобы все сошлось по товарам, недостающие ингредиенты возмещает за свой счет или экономит недовложениями в другие блюда, иногда для возмещения перерасхода разбавляет дорогое дешевым. Если при инвентаризации обнаруживается недостача, то объясняет ее тем, что «забыл» что-то посчитать и корректирует остатки по бланку инвентаризации. |
Система показывает перенос блюда, при инвентаризации возможна пересортица или недостачи по товарам |
Конечно же, видит эти переносы и, если молчит, то заинтересован в получении взятки. Если на производстве грамотно возместили расход продуктов, то при инвентаризации получится пересортица. Если возмещение расхода не производилось, то недостачу / пересортицу продукта можно убрать в системе перед инвентаризацией, например, списать по порче или на питание сотрудников, или решить проблему через Шведский стол – добавить / удалить инградиент. |
Клиент оплатил по счету больше блюд, чем ему предложили съесть. Блюда были приготовлены и переданы в зал. Сэкономленное т.о. блюдо может быть продано без кассы или съедено |
Определить степень его заинтересованности в обмане клиента сложно, т.к. блюдо может быть передано в зал и реализовано без его участия |
Не отслеживается в системе, так как блюдо приготовлено и оплачено, а повторная продажа не проведена по системе. |
– |
– |
– |
Система показывает четкое списание продуктов. |
Завышается «брутто» в калькуляционной карте. Появляется излишек в виде списания в «минус» в конце смены или излишки при инвентаризации. В систему вносится накладная на приход «перерасхода», договариваются с агентом поставщика о наличии бумажного документа. Оплата по накладной делится между участвующими в операции лицами. |
Блюдо не внесено в счет, клиент расплатился без счета – деньги поделены между заинтересованными лицами. |
Если не дурак и принимает заявку со слов, без чека заказа, то, значит, заинтересован в получении взятки. Для того, чтобы все сошлось по товарам, недостающие ингредиенты возмещает за свой счет или экономит недовложениями в другие блюда, иногда для возмещения перерасхода разбавляет дорогое дешевым. Если при инвентаризации обнаруживается недостача, то объясняет ее тем, что «забыл» что-то посчитать и корректирует остатки по бланку инвентаризации. |
При инвентаризации должны быть проблемы по товарам (недостачи, пересортица по взаимозаменяемым продуктам), так как все закупить и предусмотреть точно можно только по простым блюдам (бутылочное пиво, водка и т.п.) |
Очень сложно в этом случае определить степень вины бухгалтерии. Если бухгалтер не заинтересован разбираться в проблеме, то он просто «вбивает» в систему нужные остатки «по факту», чтобы все сошлось. Если бухгалтер заинтересован в реализации без кассы или дружит с виновными лицами, то недостачи и пересортица решается через ведомость замен, калькуляции или списанием по порче или на питание сотрудников» |
Делает, что хочет |
Делает, что хочет |
Показывает полный бардак каждый божий день, а не только при пересменке |
Чтобы «навести порядок», достаточно сделать так, чтобы ничего не учитывалось, и не передавалось между МОЛ, не проводить в системе инвентаризаций при пересменках, а раз в месяц делать дооприходование на недостающее по системе (когда в системе никогда нет «минусов», то, скорее всего, так и делается) количество товара за счет «левых» накладных, оплата по которым берется с хозяина либо наличными, либо проводится по безналу через поставщика с дальнейшим обналичиванием. |
ВЫГОДЕН ЛИ ШВЕДСКИЙ СТОЛ
ШВЕДСКИЙ СТОЛ |
|||
ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ПЕРСОНАЛ |
МОЛ |
СИСТЕМА должна показать |
БУХГАЛТЕР |
Ест сам или кормит знакомых, продает на сторону без кассы |
Если блюдо не вписывает в комплектацию, то может есть самому и кормить друзей, в том числе, продавать без кассы. После работы снимает остатки, как есть и передает в бухгалтерию. |
Система показывает полный порядок по ШВЕДСКОМУ СТОЛУ, но получается завышенная себестоимость – сотрудники «зарабатывают» или кормятся за счет хозяина без меры. Инвентаризации бесполезны, т.к. остаток реальный принят за остаток по системе. |
Вариант учета, при котором все всегда сходится – Считаем проданным разницу между комплектацией и остатком, если разница отрицательная, то считаем ее «0» – вбиваем в калькуляцию. Акт реализации покажет ту себестоимость, которая устраивает всех, кроме хозяина. |
Ест сам или кормит знакомых, продает на сторону без кассы |
Ничего не учитывает, поэтому может есть сам и кормить друзей, в том числе, продавать без кассы. |
По системе блюда стола будут иметь ту себестоимость, которую заложит бухгалтер. Инвентаризации по столу бесполезны, т.к. нет учета движения блюд. Инвентаризации по товарам покажут полный беспорядок по ингредиентам блюд Шведского стола. |
Не ведет учет по столу. Нет себестоимости и нет учета продуктов на кухне. |
Ест сам или кормит знакомых, продает на сторону без кассы |
Учитывает каждую передачу на стол, а также остатки в специальной ведомости, если не впишет, значит может продать подходы без кассы или съесть сам |
Все недостачи на Шведском столе в конце смены покажут, сколько блюд «ушло» со стола без кассы или съедено, излишки – это «сигнал» о том, что были неучтенные передачи на стол. |
Вариант учета, при котором учет по столу более приближен к реальному, тем не менее, вес и себестоимость бездоказательны. |
Ест сам или кормит знакомых, продает на сторону без кассы |
Учитывает приготовление и каждую передачу на стол, а также остатки в специальной ведомости, если не впишет, значит может продать подходы без кассы или съесть сам |
Все недостачи на Шведском столе и на кухне (по блюдам Шведского стола) в конце смены покажут, сколько блюд «ушло» без кассы или съедено, излишки – это «сигнал» о том, что были неучтенные производство блюд на кухне или передачи на стол. |
Вариант учета, при котором учет по столу максимально приближен к реальному, тем не менее, вес и себестоимость бездоказательны. |
НАШИ РЕКОМЕНДАЦИИ:
Если Вы хотите получить нужные отчеты, как только Вы дошли до Вашего кресла, Ваши ответственные сотрудники обязаны к этому времени
● ввести все первичные документы в систему (приходные и закупы, внутренние перемещения, заборные листы, акты переработки / разруба),
● проверить правильность их заведения по единицам измерения, весовым данным и наименованию,
● принять данные с касс, провести все документы согласно реальным расходам (с учетом замен, если они реально происходили)
● распечатать нужные отчеты – как правило, это отчеты по поставщикам, документам, сводный марочный отчет, сличительную ведомость, если проводилась инвентаризация…
ПРИ ЭТОМ ВЫ должны быть уверены, что у Вас
● Отработаны все калькуляционные карты (не по справочникам, а по актам проработки),
● Они введены в систему с правильным весом выхода и бруттовых закладок, (г, кг, л, шт).
● Введен справочник разрешенных замен по продуктам
● Ваши сотрудники заинтересованы в правильном учете и любят свое дело, дорожат Вашим доверием
© 2019, RK-Tver. All Rights Reserved
© 2019, RK-Tver. All Rights Reserved